Лого
  • О библиотеке
  • Web-ландия
  • Выставка новых поступлений
  • Пушкинская карта
  • Студия Вдохновение
  • Инклюзивный клуб Мы вместе
Афиша
Соцсети

VK RTUB RRS ML OK P

 

 Главная » Коллегам » Консультации

 

«Социализация молодёжи как одно из приоритетных направлений деятельности библиотеки»

З.П. Гурьян, и.о. заведующей организационно-методическим отделом БУК «Областная библиотека для детей и юношества»


Приступая к теме, прежде всего, необходимо определиться с понятиями, которые мы будем рассматривать в консультации. Краткая российская энциклопедия определяет молодёжь как социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально-психологических свойств.

Социализация по определению этой же энциклопедии (происходит от латинского слова socialis – общественный) это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества, обладающего определёнными правами. Свободная энциклопедия ¬– википедия также определяет социализацию как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Молодёжь как особую социально-возрастную группу, отличающуюся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи — 14-16 лет, высшая — 28-35 лет.

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. Помочь в этом призвана утвержденная на период до 2016 года Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Молодость является критической точкой процесса социализации. В этот период не только происходит становление и закрепление социальности в индивиде, но и общество получает импульс развития через инновационный потенциал, присущий молодежи как социальной общности.

В современном мире остро стоит проблема социализации подростков и молодёжи, оказания им реальной помощи для более успешного вхождения в общество. Кризисные ситуации в различных сферах жизни обостряют проблему социализации молодёжи и активизируют её изучение. Ресурсы современных библиотек, чья деятельность связана с оказанием услуг подрастающему поколению, представляют собой значительный обобщённый социальный опыт, накопленный человечеством. Библиотеки активно выполняют функции социализирующего института, способствуют становлению молодого человека, воспитанию социальной, гражданской и нравственной позиции.

Социализирующая функция библиотечного обслуживания молодёжи предполагает информационную деятельность библиотеки по тем проблемам, решение которых особенно значимо в юношеском возрасте и определяет степень социализации личности (формирование мировоззрения, выбор профессии, формирование семейного статуса и т.п.).

Библиотека может оказывать постоянную помощь молодым пользователям в преодолении жизненных и житейских трудностей и проблем.

Ю. П. Мелентьева в статье «Библиотека как институт социализации юношества». (М., АСОПиР, 2001. 74с.) пишет, что отношение к себе, людям, существующему миропорядку, выработка верной самооценки, нравственной позиции эта ступень социализации является «платформой» для всего процесса социализации. Формирование мировоззрения идет, практически, всю жизнь человека. Этому процессу, отдельным его структурным элементам посвящена необозримая научная литература. Однако исследования показывают, что для юношеского возраста особенно важной и актуальной является такая сторона формирования мировоззрения как формирование самосознания, самооценки. Именно осознание себя, своих способностей, возможностей, шкалы жизненных ценностей в юности, влияет потом на весь процесс формирования мировоззрения.

Сейчас мы присутствуем при ломке многих, казалось бы незыблемых устоев. Изменяется отношение подростков, молодежи ко многим жизненным ценностям, например, к религии, образованию и т.д. Причем осознание их идет индивидуализировано, через осознание себя. Таким образом, для юношества формирование мировоззрения концентрируется, прежде всего, в познании себя, своих возможностей. Не секрет, что для сельской молодежи свойственна заниженная самооценка, определенная жизненная робость, неверие в свои силы, что в известной степени, определяется осознанием своей недостаточной культурной и образовательной подготовки, не позволяющей конкурировать с городским ровесником.

Чем может здесь помочь библиотека?

Прежде всего, используя широкую образовательную информацию, включая литературу философского, психологического, естественнонаучного характера, художественную и другую литературу, помочь восполнить недостаток образования и культурного развития.

Организовать серии библиотечных мероприятий информационного и рекомендательного характера по широкому кругу мировоззренческих проблем, предназначенные как для индивидуального читателя, так и для всех пользователей в целом. Создать условия для самопознания и реализации потенциала личности: через библиотечное общение, досуговую деятельность, а так же через целенаправленное тестирование, например, в целях определения конкретных качеств личности.

Очевидно, что без самопознания не может быть успешно преодолена ни одна ступень процесса социализации, в частности, не может быть сделан осмысленный выбор профессии – важнейшая проблема этого возрастного периода.

Сегодня выбор профессии рассматривается не как одномоментный выбор личности, а как сложный и длительный процесс. В выборе профессии проявляются многие структуры личности, уровень ее интеллектуального, эмоционального, волевого развития и т.д. Психологи выделяют понятие «готовность к выбору профессии», которое включает: готовность к трудовой деятельности; знание номенклатуры профессий и ситуации на рынке труда; знание требований конкретной профессии к личности (здоровью, характеру и т.п.), перспектив, профессиональных ограничений – т.е. знание «правил выбора профессии».

Однако, содержательная сторона этой ступени социализации претерпела в последнее время существенные изменения: изменился престиж многих профессий (у одних – упал, у других – стремительно поднялся); появились новые, прежде не известные нам профессии (менеджер, брокер и т.п.). Возникло множество нетрадиционных учебных заведений. Возникли такие новые для молодёжи понятия, как биржа труда, безработица и т.п.

Необходимо учитывать также, что на решение о выборе профессии значительно влияют условия проживания молодого человека. Так, для живущих в селе этот процесс довольно жестко социально обусловлен: неравные стартовые возможности развития сельского школьника являются серьезной проблемой.

В наше время сам процесс выбора профессии приобрел другой алгоритм. Центральным моментом здесь теперь является широкая информированность по целому ряду вопросов, от возможностей получения образования до перспектив профессионального продвижения и способов проявить предприимчивость и выдержать конкуренцию.

Очевидно, что в современной сложной ситуации процесс выбора профессии, как ступени социализации, связан, в значительной мере, с поиском и доступом к необходимой информации, в связи с чем очень значительной может быть роль библиотеки.

Чем же реально может помочь библиотека?

Во-первых, собрать и предоставить, как учителю, так и ученику, информацию психологического, юридического, экономического, медицинского и др. характера по основным аспектам выбора профессии, а так же – и специально профориентационную информацию. Организовать постоянно действующий «Уголок профориентации», где была бы выставлена вся необходимая справочная и методическая литература.

Во-вторых, постоянно собирать сведения, характеризующие состояние местного рынка труда, а так же материалы, дающие представление о близлежащих учебных заведениях и об условиях приема в них.

В-третьих, совместно со школой, учителем создать постоянно действующие лектории по проблеме выбора профессии; постоянно проводить мероприятия, посвященные проблемам выбора профессии.

В-четвертых, знакомить учителей и учеников с состоявшимися представителями различных профессий, а так же с продукцией отдельных предприятий.

В-пятых, создать возможность тестирования для определения профессиональной пригодности к конкретной профессии.

Библиотека может также создать постоянно пополняющуюся базу данных по всем основным аспектам проблемы выбора профессии.

Заметно изменяется сегодня и содержательное наполнение такой ступени социализации, как создание семьи.

Содержание этой проблемы может быть раскрыто в следующих аспектах: установка на любовь и семью как на величайшую жизненную ценность; понимание ответственности за последствия любовных отношений. Экономические, психологические, демографические, педагогические, физиологические и др. аспекты семейной жизни. Особенности семей различных типов и видов. «Правила» создания счастливой семьи. Семья и здоровье. Семейное общение. Воспитание в семье. Семейный отдых и др.

Здесь особенно остро ощутимо различие жизненных позиций, характерных для нашего общества. Одни видят в семье смысл жизни человека, другие полностью ее отрицают. Различным аспектам этой проблемы – демографическому, экономическому, психологическому, физиологическому, педагогическому и др. – посвящен обширный круг публикаций, показывающий, в частности, и то, что само понятие «семья» весьма многозначно. Очевидно, что для молодежи, как городской, так и сельской, проблема создания семьи актуализируется, прежде всего, через такие аспекты как любовь, любовные отношения, их последствия и т.д.

Возможность получения в библиотеке информации по этой ступени социализации представляется особенно важной, а сама информация несет ярко выраженную защищающую личность окраску.

Чем может помочь библиотека?

Прежде всего, использовать для раскрытия проблемы широкий круг информации философского, юридического, медицинского, общественно-политического, педагогического характера. Особую роль здесь может сыграть художественная литература: необходимо указать молодым, не имеющим, как правило, собственного непосредственного опыта, на нее, как на неисчерпаемый кладезь, опосредованного опыта, опыта других поколений.

Библиотека может организовать серии библиотечных мероприятий по данной проблеме информационного и рекомендательного характера, обращенных как к неженатым юношам и девушкам, так и к молодым семьям. Ряд мероприятий могут быть обращены и к родителям молодых, и к педагогам.

Кроме того, эффективным является создание в библиотеке стабильных форм раскрытия проблемы и получения гарантированной информации (клубов, лекторий, баз данных по проблеме).

В этой работе нужно опираться на уже имеющийся опыт работы в данном направлении. В нашей стране есть ведущая библиотека, обслуживающая молодых читателей, это Российская государственная библиотека для молодёжи. До 9 сентября 2009 года она называлась Российской государственной юношеской библиотекой. Новое название в наибольшей степени и более точно отражает характер, направленность и содержание деятельности библиотеки.

Сегодня модернизированная Российская государственная библиотека для молодежи готова предложить современную модель обслуживания молодого пользователя с его динамично развивающимися интересами и потребностью в новых информационных технологиях. В своей деятельности библиотека делает ставку, прежде всего на молодёжные субкультуры, на специфическую организацию пространства библиотеки, на обслуживание удалённого пользователя. В журнале Библиотечное дело №14 за 2011 год, посвящённый юбилею этой библиотеки, директор Ирина Борисовна Михнова в интервью Славе Григорьевне Матлиной сказала: «На нашей вывеске написано «Библиотека ДЛЯ молодёжи». И в этом предлоге «для» мы видим принципиальную значимость. Мы представляем собой не просто обычную библиотеку – информационный центр, но альтернативу коммерческому досугу молодёжи».

Большое внимание в этой библиотеке уделяется рекламе. Широкую известность приобрела история, когда помещённый в Интернете пост блогера «оттенки серого» в котором рассказывалось о библиотеке для молодёжи, вызвал шквал откликов молодых пользователей. Он получил свыше 900 позитивных оценок. Это небывалый случай в истории современной публичной библиотеки. В настоящее время в библиотеке действует более 10 различных клубов и студий для молодёжи. (слайды)

Социализация молодёжи это проблема всемирная. В этом смысле очень интересен опыт библиотечных зарубежных коллег во включении молодых пользователей во взрослую жизнь. В 2008 году ИФЛА представила список необходимых программ, которые должны освоить современные библиотекари для того, чтобы качественно обслуживать молодёжь, посещающую публичные библиотеки:
Блоги;
Общение в онлайне, мгновенные сообщения и видеоконференции;
Право совместного владения информацией;
Социальные сети;
Хостинг изображений;
Создание текстов и презентаций;
Музыка и аудио;
Цифровые медиафайлы;
Новостные подписки и читалки;
Обмен презентациями;
Социальные закладки;
Миниблог;
Видео;
Виртуальные миры и компьютерная анимация;
Интерактивные документы.

В Великобритании в настоящее время проблема библиотечного обслуживания молодёжи введена в ранг национальной. В этой стране в 2003 году принят первый национальный проект стратегического развития публичных библиотек под названием «Структура будущего». Этот проект, состоящий из одиннадцати разделов, рассчитан на 10 лет.

В 2010 году в Великобритании был опубликован проект модернизации библиотек. Подготовка и обсуждения проекта длились два года, в прошлом году он был официально представлен министром культуры Великобритании Маргарет Ходж (Margaret Hodge). Как она утверждает, публичные библиотеки должны шагать в ногу со временем и предоставлять своим посетителям современные услуги, приспосабливаясь к происходящим переменам.

В настоящее время в Великобритании практикуются две модели привлечения молодежи к деятельности публичных библиотек:
• кратковременное сотрудничество (подростки участвуют в каком-либо конкретном библиотечном проекте – например, в создании игрового клуба. Их участие заканчивается с завершением проекта);
• сотрудничество на постоянной основе (например, молодежные советы при библиотеках).
Последняя модель за истекшие десять лет получила широкое распространение в США, где в настоящее время молодежные советы функционируют практически во всех публичных библиотеках. Однако в рамках этой модели сотрудничество библиотек с молодежью носит достаточно формальный характер.
Участие в конструировании или реконструкции библиотечных помещений – один из наиболее популярных способов привлечения молодежи в библиотеку в Британии и к тому же это самая наглядная и креативная деятельность, которая может пригодиться во взрослой жизни. Ведь молодёжь с активной жизненной позицией необходима всем государствам, в том числе и нашему.
Подросткам предлагается участвовать в усовершенствовании дизайна молодежных зон самыми различными способами. Они могут:
• выбрать, сколько из выделенных денег потратить на мебель, краску или покрытие полов,
• создать портфолио дизайна той или иной молодежной зоны,
• самостоятельно разработать стиль своего библиотечного пространства,
• высказать свои эстетические предпочтения с помощью обычного или он-лайнового анкетного опроса,
• участвовать в создании художественных инсталляций во внутренних помещениях библиотеки или декорировать наружные стены в стиле граффити.

Так, например, в публичной библиотеке в Блекборне с участием подростков первый этаж библиотеки, где ранее располагалось кафе, был переделан в молодежную зону. Теперь здесь располагаются настенный плазменный экран, автоматы с напитками, телевизор, установлены плейстейшн 2 и аудиоаппаратура. Проект был выполнен студентами технологического института в качестве курсовой работы.

В этой молодежной библиотечной зоне собираются участники молодежной читательской группы, а также члены группы создателей графических новелл и клуба аниме. Здесь же проводятся и различные тематические молодежные вечера. В дальнейшем библиотека планирует создать молодежную фокус-группу (волонтеров) из числа постоянных посетителей для составления перспективных планов работы с молодежью.

Существуют в Британии и другие библиотечные проекты, для участия в которых привлекается молодежь. Это участие в создании библиотечных сайтов, Манга и Аниме, игровые классы, креативные клубы, клубы домашней работы и многое другое. Характерно, что к реализации этих проектов привлекаются не только постоянные пользователи библиотек, но и те подростки, которые не посещают библиотеки, и даже те, кто относится к ним негативно. Для привлечения двух последних категорий молодежи очень важно развивать партнерство между библиотеками и другими организациями, работающими с молодежью – школами, молодежными центрами, т.е. основными поставщиками новых библиотечных пользователей.

В последнее время в Великобритании получают развитие так называемые креативные кластеры, обслуживающие молодежь. Примерами таких кластеров может быть сотрудничество между библиотекой и близко расположенном молодежном кафе или баре (особенно, если это IT кафе), где проводятся презентации библиотечных коллекций. В свою очередь посетители кафе пополняют ряды пользователей библиотеки. Дальнейшее развитие Book Bars (книжных баров) является одним из приоритетных направлений работы с молодежью, по мнению некоторых английских специалистов.

Библиотекари Британии, выполняя социализирующую функцию используют различные средства. Одно из таких средств – музыка.

Начиная с 2003 года, в системе библиотечного обслуживания Лидса успешно применяется ряд инноваций, направленных на обслуживание подростков, многие из которых социально ущемлены и испытывают сложности с доступом к качественному образованию или обучению. У этих молодых людей очень низкий уровень самооценки, неопределенная жизненная позиция, но как показало исследование, большой интерес к творчеству в мультимедийном пространстве. Библиотеки Лидса в содружестве с молодежными агентствами решили предоставить этой группе подростков возможность приобретения навыков и умений в определенной сфере деятельности, которая вызывает повышенный интерес у молодежи, формирует позитивную мотивацию. Так возникла «Студия 12».

Студийцы рекрутируются из местной общины и мест заключения молодых правонарушителей и посещают занятия в студии в удобное для них время и без определенного расписания. Это условие является непременным правилом работы студии, т.к. исследование показало, что жестко структурированные, привязанные к определенному времени занятия с трудом воспринимаются этой группой подростков. Студия открыта 4 дня в неделю, и в ней всегда находится кто-то из преподавателей.

Хотя большинство занятий в студии сфокусированы на творческой работе, библиотека играет ключевую роль в деятельности «Студии 12». Определенную часть недели в ней всегда работает библиотекарь, все студийцы становятся пользователями библиотечных услуг, в самой студии на постоянной основе представлены книжные коллекции и другие библиотечные услуги.

Для подростков Лидса «Студия 12» предоставляет неограниченные возможности в реализации творческого потенциала, что, в свою очередь, повышает их самооценку, формирует позитивную мотивацию.

Один из студийцев так прокомментировал работу студии: «Я никогда раньше не посещал подобные мероприятия, не встречался с незнакомыми людьми. Было нелегко пойти в студию в первый раз, однако я сразу почувствовал, что ко мне относятся по-дружески. Там все замечательно, потому что персонал всегда готов помочь и с уважением к тебе относится».

Успешная работа «Студии 12» стала причиной возникновения трех аналогичных мини-студий в других городских библиотеках Лидса. «Студия 12» получила долгосрочное финансирование как знак высокой оценки городскими властями ее роли в привлечении маргинализированных, исключенных из социальной жизни подростков Лидса к участию в различных развивающих тренингах.

Очень высок авторитет библиотек в США. Президент Обама заявил, что библиотеки играют важную роль в американской экономике, поскольку 73% публичных библиотек являются единственным институтом местной общины, где возможен свободный доступ в Интернет, а в сельских районах эта цифра достигает 83%. Публичные библиотеки помогают посетителям, в том числе и молодым найти работу, составить резюме, обучают пользоваться новыми технологиями, организуют классы по развитию малого бизнеса и многое другое.

Отделение библиотек, работающих с молодёжью Американской библиотечной ассоциации (YALSA) определило некоторые умения и навыки, которыми должен обладать библиотекарь, работающий с молодёжью. В их числе платные осенние онлайновые курсы подготовки библиотекарей по трём темам:
- целеполагание при консультировании, мотивации и привлечении юношества;
- графические новеллы и юношеское чтение;
- игры как способ привлечения юношества к чтению.

И это не только рекомендации. Например, в Сан-Франциско сотрудники публичной библиотеки предлагают своим читателям шесть различных вариантов читательских билетов.

Один из которых, так называемый экобилет, сделан из возобновляемых биоматериалов. Помимо него и традиционного читательского билета доступны также четыре оригинальные версии оформления.

В мае 2010 года совместно с администрацией школьного округа Сан-Франциско библиотека провела конкурс на оформление читательских билетов среди детей и подростков. Победители были названы в четырех возрастных группах: дошкольники, ученики младших, средних и старших классов. И теперь пользователи могут выбрать читательский билет, оформленный в одном из четырех красочных современных стилей, придуманных юными художниками. Стоит отметить, что для удобства посетителей, библиотека предлагает читательские билеты, изготовленные в виде брелка для ключей.

Логика действий американских библиотекарей, которую разделяют все, в следующем – библиотеки должны обслуживать молодёжь не потому, что это хорошо, а потому, что это хорошо для молодых людей и то, что хорошо для молодёжи полезно и для общества.

Входящие в систему библиотеки города Хельсинки в Финляндии сами определяют направления своей работы, выбирают проекты, которые и реализуют. Например, осуществляется программа «Кем вы хотите быть – певцом, музыкантом, актером?». Проводится Манга-фестиваль, проект «Пульс» реализуется вместе с Министерством просвещения.

Не ставится задача всех сделать читателями – хотя это весьма престижно, но читают далеко не все пользователи библиотеки. Главное – приучить пользователя ходить в библиотеку для решения всех своих проблем (в том числе проблем досуга, увлечения). Библиотеки исповедуют девизы – «Библиотека должна усиливать удовольствие посетителя от жизни», «Информация плюс радость – вот наша задача». Интересна позиция библиотекарей, выраженная в слогане: «Пока другие планируют, мы уже делаем». И еще – «Мы не больница, наши ошибки не грозят никому смертью».

Библиотеки делают заметный акцент на использовании музыки в своих стенах и вне ее, считая, что это, прежде всего, значимо для современной молодежи. В целом эстетическое развитие занимает видное место в деятельности библиотек в Финляндии. Отсюда выделение, например, изолированных комнат студий, где молодежь может монтировать самодеятельное кино, проигрывать свое произведение, прослушивать записи концертов и пр. Предусмотрены разные зоны для пользователей. Отведено место для всевозможных игр, от примитивных типа карт до шахмат и консольных игр, которые проходят в особых помещениях и в определенные часы. Игры воспринимаются как поддержка учебе.

Из вышесказанного следует, что социализирующая функция библиотек в зарубежных странах заключается, прежде всего, в том, чтобы не воспитывать молодых, а относится как к равным, и как к индивидуальностям, помогать им адаптироваться к взрослой жизни.

Закончить консультацию я хотела бы выдержкой из материалов, присланных нам на школу библиотечного мастерства «Духовно-нравственное воспитание детей и юношества» в 2011 году, Елена Разборова, директор централизованной системы детских библиотек города Челябинска написала нам «И пока одни взрослые причитают на разных уровнях, от лавочки во дворе до Государственной Думы, о катастрофе детского чтения, другие взрослые просто каждый день читают сами и читают детям вслух, вместе ходят в книжный магазин и библиотеку и ни о какой катастрофе и не думают». Я думаю, что эти слова в полной мере можно соотнести и с понятием социализация, мы Вами просто ежедневно должны делать свою работу брать на вооружение лучший опыт, идти вперёд и думать только о том, что у нас всё получится.

Решаем вместе
Как пройти в библиотеку? Расскажите нам о проблемах